Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
- Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
- Способностью строить социальные отношения.
- Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию".
Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучная грамотность – способность:
- использовать естественнонаучные знания,
- выявлять проблемы,
- делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Глобальные компетенции – способность - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности;
- формирование знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- развитие экономического образа мышления;
- развитие у учащихся навыков ответственного и грамотного поведения на финансовом рынке;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- формирование активной жизненной позиции.
Финансовая грамотность в школе детей- приоритет всей национальной стратегии, сосредоточенной на повышении общего уровня финансовой грамотности в нашей стране.К 2023 году изучение финансовой грамотности должно охватить 100% школьников и студентов. Финансовое образование школьников будет проходить в рамках уроков - начальной школе на уроках математики и окружающего мира, а для 5-11 классов – на обществознании, математике и географии.
Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, но особая роль принадлежит «Обществознанию».
Формирование основ финансовой грамотности на уроках «Обществознание» происходит при знакомстве с научной точки зрения с понятием «Экономика» в 7 классе и продолжается
Учащиеся 8 класса уже более осознанно подходят к овладению навыками финансовой грамотности. При изучении темы «Инфляция и семейная экономика» уделяется внимание таким понятиям, как номинальный и реальный доходы семьи, сбережения населения, банковские и страховые услуги. Знакомясь с формами сбережения граждан, учащиеся смогут ответить на проблемный вопрос: «Какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ?». Изучая банковскую систему, учащиеся получат информацию о видах кредита, возможностях его получения, научатся сравнивать банковские кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по кредитным платежам с использованием формулы простых и сложных процентов.После изучения темы учащимся предлагается задание: создать «портрет» финансово грамотного человека, обладающего достаточным уровнем знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать ответственные решения. В 9 классе, изучая тему «Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних», учащиеся знакомятся с видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Формирование и оценка функциональной грамотности
Проект по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся Саратовской области реализуется в соответствии с приказом министерства образования Саратовской области от 25 июля 2022 года № 1122 «Об утверждении региональной Концепции управления качеством образования в Саратовской области», с приказом министерства образования Саратовской области от 19 сентября 2023 года № 1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год», в целях обеспечения организационно-методического сопровождения мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на территории Балаковского муниципального района, на 2023/2024 учебный год. Соисполнителями мероприятий проекта на территории региона являются министерство образования Саратовской области, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и кафедры ГАУ ДПО «СОИРО», ГАУ СО «РЦОКО», органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Нормативно-правовые документы федерального уровня
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)
ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
ПИСЬМО Минпросвещения России от 28 сентября 2023 года № 03-1553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
Нормативно-правовые документы регионального уровня
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 19 сентября 2023 года №1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год»
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
Нормативно-правовые документы муниципального уровня
ПРИКАЗ КО АБМР от 22.09.2023 г. № 474 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организацийнатерритории Балаковскогомуниципальногорайона, на 2023/2024 учебный год"
Нормативно-правовые документы школьного уровня
Полезные ресурсы
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы | |
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» | |
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. | |
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса "Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы". Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся | |
Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA |
Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности на образовательной платформе «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru |
Примеры открытых заданий PISA | Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf. |