Для успешного прохождения ГИА выпускнику, помимо наличия знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как: стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой), сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения, правильное распределение времени и т.д. Поэтому актуальность проблемы формирования психологической готовности к прохождению ГИА сегодня бесспорна. В связи с этим большое значение имеет предварительная психолого-педагогическая подготовка всех участников образовательного процесса к прохождению ГИА.
Готовность выпускников включает:
- информационную готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметную или содержательную готовность (знания, умения, навыки по определенному предмету, умение решать тестовые задания и т.д.);
- психологическую готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Таким образом, основной целью психолого-педагогического сопровождения ГИА является создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы.